О потере товарного вида автомобиля (утрате товарной стоимости) задумывается чуть ли не каждый автовладелец после повреждений своего автомобиля. Что означает «потеря товарной стоимости»? Почему страховые компании не учитывают величину утраты товарной стоимости при расчете компенсации? Случаями, когда рассчитывается эта величина и от чего она зависит? Обо всем этом рассказывается в следующей статье.
Что означает термин УТС?
Величина утраты товарной стоимости (УТС) — условная величина снижения рыночной стоимости дорожного транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного дорожного транспортного средства.
или
Размер УТС характеризует физический износ, который возникает в случае повреждения ТС и соответствующего ремонта вследствие преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида, а также вследствие снижения прочности или долговечности отдельных элементов составных частей, защитных свойств покрытий или применения для ремонта составных частей, бывших в употреблении или в ремонте.
Почему страховые компании не учитывают величину утраты товарной стоимости при расчете компенсации?
Согласно статье 32 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» в пункте 7 указано, что страховая компания не возмещает ущерб, связанный с потерей товарного вида. Это означает, что в случае компенсации страховой компанией Ваших убытков по полису гражданской ответственности потеря товарной стоимости не учитывается. Но, если Вы застрахованы по полису КАСКО, то в договоре страхования может указываться о возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, хотя это бывает довольно редко. Но Вы по собственному желанию можете взыскать величину утраты товарной стоимости с виновника в ДТП в судебном порядке. Для этого Вам нужно обратиться за консультацией к оценщику и узнать о возможности включения в материальный ущерб УТС.
Согласно законодательству величина утраты товарной стоимости не учитывается, если:
а) если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет для КТС производства стран СНГ, 7 лет — для других ТС;
б) если легковые автомобили эксплуатируются в интенсивном режиме (фактический пробег минимум вдвое больше нормативного), а срок эксплуатации превышает: 3,5 года — для КТС производства стран СНГ; 5 лет — для других ТС;
в) если срок эксплуатации грузовых КТС, грузопассажирских КТЗ, прицепов, полуприцепов, специальных КТС, специализированных КТС, автобусов превышает 3 года для КТС производства стран СНГ и 4 года — для других КТС;
г) если срок эксплуатации мототехники превышает 5 лет;
ґ) если произошла замена кузова оцениваемым повреждений;
д) если составные части КТС ранее подвергались восстановительном ремонте или покраске полном, внешнем, частичном (кроме случаев, однозначно свидетельствуют об устранении эксплуатационных повреждений, в соответствии с пунктом 1.6 раздела I настоящей Методики);
е) если требуется замена отдельных частей, которые не требуют окраски и не ухудшают внешний вид КТС (стекло, фары, бамперы, декоративные накладки, пневматические шины, внешняя и внутренняя фурнитура и т.д.). Если, кроме указанных составляющих, повреждены составляющие кузова и оперения, расчет величины ВТВ должен учитывать все повреждения составляющих в комплексе;
є) если составные части КТС имеют сквозные коррозионные повреждения или коррозионные повреждения, которые привели к снижению выносливости и прочности
материала их изготовления;;
ж) если КТС ранее был аварийно поврежден;
з) если составные части оперения кузова, кабины имеют повреждения деформацией, за исключением таких, которые могут быть устранены методом удаления
вмятин без покраски и подпадают под определение эксплуатационных повреждений в соответствии с пунктом 1.6 раздела I настоящей Методики;
и) если КТС был издан гражданину бесплатно через органы социальной защиты населения (кроме случаев, когда начисление ВТВ осуществляется по
задачей лица или органа, (который) назначил (в) экспертизу);
і) если определяется коэффициент физического износа для компонентов КТС в соответствии с требованиями пункта 7.44 раздела VII Методики.
(Методика товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств п. 8.6.2)
На алгоритме определения величины утраты товарной стоимости, с Вашего разрешения, останавливаться не будем, но ознакомиться с ним вы можете в Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств.
Из выше приведенного можно сделать выводы:
- Страховые компании в большинстве случаев не возмещают величину потери товарного вида (ПТВ).
- Величину потери товарного вида можно возместить в судебном порядке, как составляющую материального ущерба, но при условии, что на Ваш случай не распространяется п. 8.6.2 Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств.
- Для получения полной информации нужно обращаться к специалисту, который предоставит полную информацию о возможности расчета ПТВ, ее величины и в случае целесообразности обращения в суд, подготовит пакет документов с расчетами и выводами.